Материал предоставлен http://rfet.ru

Движение против течения

Генри Форд в поворотные исторические моменты следовал простому принципу: не поддавайся настроениям толпы, иди против течения. Эта тактика с особым блеском была продемонстрирована отцом американского автопрома, когда страна погрузилась в депрессию, вызванную началом Первой мировой войны.

Прагматичный альтруист

Все урезали объемы производства, сокращали зарплату, проводили массовые увольнения рабочих. Форд же торжественно объявил о снижении продолжительности рабочего дня до 8 часов, о сокращении числа смен с трех до двух и об удвоении зарплаты для большей части рабочих с 2,5 до 5 долларов в день. Было объявлено и о том, что на автомобильное производство Форда дополнительно принимаются 5 тыс. человек, что вызвало невероятный ажиотаж у ворот головного завода — такой, что пришлось вызывать усиленные наряды полиции.

В конце 1914 года каждый, ранее купивший знаменитую модель «Т», получил по 50 долларов — корпорация делилась с потребителем прибылью. Такого — чтобы покупатель автоматически становился акционером, не имея на руках ни одной акции, — в истории мировой экономики ни до, ни после Форда не было.

Колоссальные затраты на этот весьма, как выяснилось, прагматичный альтруизм скоро вернулись к Форду cторицей. Лояльность потребителя обернулась скачкообразным ростом продаж. Рабочие, обретя статус своеобразного «пролетарского истеблишмента», дорожили местом и трудились с полной самоотдачей.

Ноу-хау

Форд хотел сделать подлинно народный автомобиль, простой и надежный в эксплуатации. Шесть лет — с 1903 по 1908 год — методом проб и ошибок Форд шел к своей знаменитой модели «Т», снижая себестоимость и повышая эксплуатационно-технические характеристики. Использование легированной ванадиевой стали привело к тому, что модель «Т» сделалась практически вечной: когда другие машины уже разваливались на части, она бегала так, словно на днях выкатилась из заводских ворот.

Что же касается снижения себестоимости, то решение хорошо всем известно: конвейер.

И третий элемент фордовского ноу-хау — хронометраж рабочих операции. Тоже, как и конвейер, не изобретение Форда — теория была разработана экспертом по научной организации труда Фредериком Тейлором. Никто не мешал реализовать теорию на практике, но первым сделал это почему-то именно Генри Форд.

Спад и возрождение

Триумф Форда был столь шумным и грандиозным, что за пределами внимания широкой публики остались многочисленные и подчас весьма драматические сложности, с которыми столкнулся Форд, не раз проявив качества блестящего антикризисного менеджера.

Форд месяцами не покидал завод, оперативно реагируя на возникающие проблемы — и внутренние, и внешние, с поставщиками оборудования и деталей. За 6 лет Форд расторгнул десятки контрактов и заключил столько же новых. Расхожее мнение о том, что Форд превращал людей в роботов, совершенно не соответствует действительности. Форд, будучи человеком религиозным, христианином, чрезвычайно высоко ценил человеческую индивидуальность.

Социальный менеджер

Форд не был циником. Важная роль человека, о которой он говорил, отнюдь не понималась им как честное закручивание гаек на сборочном конвейере. Ему была не безразлична судьба тысяч рабочих. Он создавал условия для их духовного развития.

Такие условия в тогдашней Америке были только у Форда. Солидная зарплата, позволявшая снимать нормальное жилье для семейных. Добротные общежития для холостых. Нормированный рабочий день. Практически стопроцентные гарантии трудоустройства. Проводя такую стратегию, Форд стал еще и кризисным менеджером громадного мегаполиса.

С 1910 по 1920 годы в связи с бурным развитием промышленности население Детройта удвоилось благодаря притоку разорившихся фермеров и эмигрантов-гастарбайтеров. В городе назревали социальные катаклизмы — криминализированные землячества не желали ассимилироваться. Многие новоиспеченные детройтцы не знали и знать не желали не только местного культурного уклада, но и английского языка. Форд боролся с этими опасными демографическими явлениями на своих заводах. Он открыл бесплатную школу, где иммигранты учили язык, проходя заодно социальную адаптацию.

Благодаря таким асимметричным антикризисным мерам, предпринятым задолго до кризиса. Форду и удалось удивить мир, наращивая выпуск автомобилей и удваивая рабочим зарплату, когда все остальные со стенаниями «Депрессия! Депрессия!» поступали в точности наоборот.

Сегодня у «Форда» есть свои производственные, сборочные и торговые центры в 30 странах мира. Форд ежегодно производит миллионы легковых автомобилей, грузовиков и тракторов и является лидером автомобильных продаж за пределами Северной Америки.

Раскрасим серые будниСовременность во всем