Сын солнца
В 1911 году родоначальник японской автомобильной индустрии, Масухиро Хасимото, основал в Токио автомобилестроительную компанию Kwaishinsha Co. У Хасимото были три инвестора — Кенхиро Ден, Рокуро Аойама и Мейтаро Такеучи, из начальных букв фамилий которых и составили имя первого запущенного в серию автомобиля: «DAT Car». Но то была не только дань уважения трем почтенным господам, но и констатация технического факта . Dat в японском языке означает «проворный». И похожий на спичечный коробок, миниатюрный кар Хасимото, развивал прекрасную по тем временам скорость — 32 км/ч.
А в 1916 году произошло присоединение к Kwaishinsha компании Lila, выпускающей грузовые автомобили, в связи с чем производство было перенесено из Токио в Осаку. Спустя 10 лет в постепенно обраставший мышцами будущий автомобилестроительный гигант влилась Jitswu Jidosha Co., Ltd., которая занималась отверточной сборкой американских трехколесных автомобилей, разработанных талантливым инженером Уильямом Горхэмом.
В результате возникла компания Dat Jidosha Seizo Со. Через пять лет к ней присоединилась Tobata Casting, созданная Иошисуке Айкава. Наконец, 26 декабря 1933 года после присоединения еще одного производителя — Nihon Sangyo — на свет появилась компания Jidosha Seizo Co., Ltd. с уставным капиталом 10 млн. иен.
В 1934 году компания получила новое имя — Nissan Motor Co., Ltd. К тому времени компания владела уже несколькими заводами. На главном и крупнейшем из них, построенном неподалеку от Токио, в городе Иокогама, выпускались автомобили марки «Datson». Название указывало на преемственность по отношению к старой доброй двухцилиндровой модели «DAT» (то есть «сын Dat»). А вскоре «сына» заменили на самое знаковое для Японии, Страны восходящего солнца, слово — «sun», «солнце».
В результате получился бренд «Datsun», под которым легковые автомобили выпускались до 1983 года. Вполне естественно, что в качестве фирменной символики избрали солнечный круг (и небо вокруг).
Однако приближалась Вторая мировая война, и промышленность Страны восходящего солнца переводилась на милитаристские рельсы. Nissan сократила выпуск легковых автомобилей и приступила к массовым поставкам тяжелых армейских грузовиков.
По нарастающей
После окончания Второй мировой войны, стремительно наверстывая упущенное, к 1950 году компания разрабатывает и выпускает эффектные модели «Datsun» для зарубежных рынков. Появляется легендарный внедорожник «Patrol», при создании которого были использованы технологии военных автомобилей.
Стремительно летели годы, десятками появлялись новые модели, успешно конкурирующие с лучшими мировыми образцами. А в 1973 году, когда разразился энергетический кризис, «Nissan Sunny» была признана мировым лидером по топливной экономичности, приобретя невероятную популярность в США.
Французский поцелуй
И тут постоянно расширяющаяся за счет гигантских кредитов и преуспевающая компания со всего ходу налетает на азиатский экономический кризис. Ситуация делается критической за счет того, что долг Nissan перевалил за 40 млрд. долларов. Чтобы избежать финансового краха, руководство японской компании пошло на крайнюю меру, создав альянс с французской корпорацией Renault. В результате чего контрольный пакет акций в объеме 44,4% достается французам. Президентом и CEO Nissan назначен исполнительный вице президент Renault, только что вытащивший из глубокого кризиса французского автопроизводителя. 45-летний Карлос Гон. Бразилец ливанского происхождения, получивший образование в Париже, берется за дело сразу и с присущей ему решительностью.
Гон, прозванный «убийцей расходов» за способность вырабатывать и реализовывать эффективнейшую антикризисную стратегию и тактику, предложил рассчитанный на 3 года план возрождения былого могущества Nissan, в который не поверили не только скептики, но и оптимисты. Однако план был выполнен и перевыполнен на год раньше срока, что, пожалуй, стало главной сенсацией рубежа веков в автомобильном мире. И это сыграло решающую роль в том, что в 2005 году Карлос Гон, сохранив за собой посты президента и CEO Nissan, занял аналогичные должности и в Renault.. В результате компания вернула себе прежние позиции в мировом автопроме.
В настоящее время ей принадлежат свыше двадцати автозаводов в 16 странах мира — Австралии, Бразилии, Великобритании, Германии, Испании, Перу. США, Франции, Японии и др. а также и научных центров и 7 дизайн-студий. Дилерские сети развернуты в 190 странах мира, которые продают более 60 моделей автомобилей, производящихся в настоящее время в Nissan. В компании работает свыше 190 тыс. человек.
Современность во всем | Народный автомобиль |