Материал предоставлен http://rfet.ru

Единица электропроводности

Офицер-академик

В семье мелких фермеров Сименсов было 10 детей. Вернер — первенец. Он блестяще учился в гимназии. Но на университет денег, конечно, не было. Вернер поступил на военную службу и получил образование в артиллерийском училище в Магдебурге, где математику и физику преподавали практически на университетском уровне.

В 1838 году Вернер Сименс запатентовал способ нанесения тончайшего слоя золота на металлические изделия при помощи гальванического эффекта. В 1841 году он настоял, чтобы его младшие братья Вильгельм и Карл открыли заводик. Однако мода на позолоченные украшения в обстоятельной Пруссии, ценившей все подлинное и солидное, еще не возникла. Заводик пришлось закрыть.

В 1845 году Сименс вступил в Прусское физическое общество, где его, тридцатилетнего молодого человека, почти сразу ввели в президиум, в котором преобладали ученые весьма почтенного возраста.

Сименс одновременно с американцем Морзе выдвинул идею электрического телеграфа. И военное ведомство Пруссии откомандировало его в комиссию генштаба, чтобы он внедрил многообещающую коммуникационную новинку в армии.

Сименс стремительно воплощал конструктивную идею «конкретных приемо-передаточных электрических схемах и механизмах, для чего вступил в творческий альянс с университетским механиком Иоганном Георгом Гальске. И 1 октября 1847 года в мастерской Гальске открылась компания Telegraphen-Bauanstalt Siemens & Halske.

Телеграф Сименса за счет использования в нем оригинальных технических решений оказался настолько удачным, что после его внедрения в армии компания Siemens & Halske получила правительственный заказ на создание телеграфной линии Берлин — Франкфурт-на-Майне. Заказ был выполнен в кратчайшие сроки — к середине 1849 года. В том же году Сименс решил, что достаточно отдал армии сил и таланта, и вышел в отставку после 14 лет безупречной службы.

Русский филиал

В 1853 году Сименс фактически получил монополию на прокладку телеграфных линий в бескрайней Российской империи. Компания Siemens & Halske установила телеграфную связь между Санкт-Петербургом, Кронштадтом, Гельсингфорсом (Хельсинки), Варшавой, Pигой и Равелем. За 2 года было проложено 9 тысяч километров кабеля.

Построил первую в стране электростанцию, которая давала электричество для освещения Московского Кремля. Провел трамвайные линии в Одессе, Ростове-на-Дону и Харькове. Обеспечил оборудованием строительство Транссибирской железной дороги. Организовал производство спиртомеров собственной конструкции, что в условиях госмонополии на производство водки способствовало борьбе с бутлегерством. Наладил добычу меди на Кавказе. Построил в Баку первый нефтеперегонный завод. Начал покрывать улицы Тифлиса асфальтом...

В конечном итоге Карл Сименс обрусел, женился в России, получил гражданство, а впоследствии — в 1896 году — и дворянский титул.

Динамо-машина

Сименс любил путешествовать. В 1858 году побывал в Египте, где принял участие в изучении пустыни.

Но главной его страстью все же было изобретательство. Самым эпохальным его изобретением, повлиявшим на все развитие мировой электротехники, считается динамо-машина. Благодаря этой машине электричество стали производить в промышленных объемах.

Электрическая железная дорога, трамвай, троллейбус, электролифт, пневмопочта — все это тоже Сименс. Он был инициатором создания Берлинского электротехнического союза, а также основателем и пожизненным президентом Общества патентов в Берлине. Без его меценатской деятельности в Шарлоттенбурге не открылся бы Физико-технический институт, а в Берлине не возникла бы национальная физико-техническая лаборатория.

В 1888 году действительному члену Прусской академии Вернеру Сименсу было пожаловано дворянство, и он стал Вернером фон Сименсом. 31 декабря 1889 года он оставил все руководящие посты, передав дела младшему брату Карлу. Через два года земной путь Вернера фон Сименса завершился.

Дальнейший путь компании

В 1897 году компания была преобразована в акционерное общество Siemens & Halske AG с общим капиталом в 35 млн марок. При этом компания очень любит своих сотрудников — был основан фонд выплат по нетрудоспособности, основан пенсионный фонд, рабочий день сокращался несколько раз до невероятных по тем временам 8,5 часов. Были основаны комбинаты питания для сотрудников, введено собственное медицинское обслуживание, открыта заводская библиотека для рабочих и даже спа-санаторий.

Во время войны заводы Сименса строили разные радарные установки, способные обнаруживать самолеты противника на расстояниях до 300 км.

После окончания войны в условиях разрушенной Германии Сименс стал той самой тяговой лошадью, которая тащила за собой остальные предприятия — активно начались новые разработки в области медицины — были сделаны новые модели слуховых аппаратов, изобретены имплантируемые кардиостимуляторы.

В 90-х годах двадцатого века открывается подразделение Siemens Mobile, выпустившее свой первый телефон для сетей GSM в 94 году — Siemens C1.

Через три года был выпущен первый в мире телефон с цветным экраном (четырехцветный), ещё через два года Сименс выпустили первый в мире телефон слайдер — Siemens SL10.

В 2005 году принимается решение о продаже подразделения компании BenQ, телефоны стали называться BenQ-Siemens, а впоследствии просто BenQ.

На данный момент Сименс занимается скорее «тяжелой» промышленностью — строит поезда (Сапсан например — поезд производства Siemens), занимается разного вида энергетикой (в т.ч. «чистой» — ветряки, солнечная энергия), медициной (разного рода томографии и радиографии).

А сам Вернер Сименс остается эталоном ученого и предпринимателя, одним из тех, кто создавал тот мир, в котором мы живем.

Лекционный материалРазумно и просто