Спросите любого человека, будь то президент России или первоклассник, о том, что такое Coca Cola, он без труда даст точный ответ. Воистину священный для американцев напиток, наверное, пробовал каждый из 6 миллиардов людей, живущих на Земле. Coca-Cola — один из самых успешных и узнаваемых брендов: эксперты оценивают его более чем в 70 миллиардов долларов.
Первые шаги
История невероятно успешного бизнеса началась абсолютно случайно, когда химик-любитель и владелец небольшой фармацевтической фирмы, Джон Стит Пембертон, 8 мая 1886 года сварил в медном тазу необычный густой и сладкий сироп, состоящий из листьев коки (из этих же листьев получали наркотик кокаин) и орехов тропического дерева колы. В тот самый день он позвал к себе друга и, по совместительству, бухгалтера, Френка Робинсона, с которым состоялся диалог:
— Френк, друг, попробуй, что у меня здесь вышло!
— А в этом что-то есть, Джон! Запиши быстрее рецепт, а то забудешь!
Джон послушал друга и решил отнести напиток в самую большую в Атланте аптеку «Джекобса». Но добиться успеха в первый год не удалось. Выручка за весь год составила порядка 50 долларов, причем на производство было затрачено 70 долларов.
Запатентован же Coca-Cola был как лекарственное средство «от любых психических расстройств». Запатентованы были не только рецепт и название, но и начертание, цвет надписи — красный и даже цвет самого напитка.
Отец Coca-Cola Company
После убыточного года дела начали налаживаться. В США ввели сухой закон, и народ перекинулся на бодрящий напиток Джона Пембертона. Создатель не имел ни капитала для расширения бизнеса, ни здоровья. Он умер в нищете 16 августа 1888 года и был похоронен на кладбище для бедных. Только 70 лет спустя ему поставили каменное надгробие. Инвентарная опись, составленная Пембертоном, дает нам ключ к тщательно засекреченному рецепту Coca Cola: масло лимона, масло лайма, масло мускатного ореха, экстракт муската, экстракт листьев коки, ванилин, цитрусовая кислота, апельсиновый эликсир, масло нероли (из цветков апельсинового дерева) и кофеин.
Незадолго до смерти создателя в Америку приехал ирландский иммигрант Аза Кендлер. Имея в своем кармане всего 1 доллар 75 центов и предпринимательский талант, он искренне верил, что его ждет удача на новом месте. Накопив 2300 долларов, он купил у вдовы Пембертона рецепт.
И вот, 31 января 1893 года Кендлер становится отцом Coca Cola Company. Именно в этот день он вместе с братом и двумя компаньонами официально зарегистрировал товарный знак и открыл компанию.
В начале XX века Coca-Cola уже приобрела огромную популярность, чему способствовал отличный маркетинг Аза. Он решил не только продавать бодрящий напиток, но и начать выпускать часы, календари и сувениры с логотипом компании.
Производство сувенирной продукции, рекламирующей товарный знак “Кока-Кола”, принесло компании неслыханный успех. Легко узнаваемый товарный знак вошел в повседневную жизнь и начал свой триумфальный ход по всему миру.
В 1894 году открываются первые заводы по производству сиропа за пределами Атланты и уже через год Кендлер смог похвастаться перед акционерами, что «отныне “Кока-Колу” пьют в каждом штате на всей территории США».
До 1894 года “Кока-Кола” продавалась в розлив. Это происходило до тех пор, пока владелец магазина в городе Виксбург Джозеф Биденхарн, размышляя над тем, как лучше доставлять напиток на плантации вдоль реки Миссисипи, не установил в своей лавке оборудование по розливу “Кока-Колы” в бутылки. Так он стал первым производителем напитков The Coca-Cola Company.
Но по-настоящему система производства развернулась пятью годами позже. Два предпринимателя из Чаттануги (Теннеси), Бенджамин Томас и Джозеф Уайтхед, получили от г-на Кендлера эксклюзивные права на розлив и продажу напитка “Кока-Кола” практически на всей территории Соединенных Штатов. По новому контракту первый завод по розливу “Кока Колы” был построен в Чаттануге в 1899 году. Собственно, с этого момента и начинается история всемирной Системы “Кока-Колы”, системы боттлинга — производства и сбыта напитков через партнеров — так называемых “франчайзи”.
За последующие 20 лет число заводов достигло одной тысячи, причем 95% из них принадлежали местным предпринимателям и на них работал местный персонал. На сегодня система производителей The Coca-Cola Company является самой крупной и разветвленной производственной и дистрибьюторской сетью в мире.
Живая легенда
В 1919 году Кендлер решил продать компанию банкиру из Атланты Эрнесту Вудрафу. Сумма сделки составила 25 миллионов долларов. Спустя год “Кока Кола” приходит в Европу — первой страной старого света, познавшей вкус напитка, была Франция. А спустя еще 3 года компанию возглавил сын Эрнеста Вудрафа — Роберт, ставший для компании живой легендой. Возглавив The Coca-Cola Company в 33 года, он управлял ей 60 лет! Сразу же после прихода Роберта были разработаны единые стандарты для создания, розлива, и даже расстановки напитков на полках. Также появилась картонная упаковка, в которой могли находиться сразу шесть бутылок.
Во время Второй мировой войны появилась баночная «Кока-Кола». По приказу самого Роберта Вудрафа напиток стал продаваться всем военным по 5 центов. Для их удобства он отпускался в жестяных банках. Рядовой потребитель смог купить красную банку только лишь через 10 лет после окончания войны.
В 1958 году компания Coca-Cola выпускает напиток «Fanta», а тремя годами позднее презентует «Sprite». Они оба серьезно отличались от оригинальной «колы», а потому сумели расширить влияние компании на рынке безалкогольных напитков.
Coca-Cola сегодня
Сегодня компания Coca-Cola продает свои напитки более чем в 200 странах мира. Кроме того Coca-Cola сегодня — самый узнаваемый бренд. Его узнаваемость равна 98 процентам. А это означает, что почти каждый человек на планете знает, что такое «Кока-Кола». Также стоит отметить, что и сама Coca-Cola Company сегодня является наиболее известной компанией в мире. Каждый день в мире продается более 1 миллиарда бутылок напитков этой компании.
Все о шоколаде | Движение против течения |