Материал предоставлен http://rfet.ru

Вкус настоящей еды

Пищевые приправы — вспомогательный продукт. Но они обладают свойством разительно влиять на пищу, добавляя ей такое трудно формулируемое качество, как смак. Этим и воспользовался в далеком XIX веке Генри Джон Хайнц, создав свою компанию.

С немецкой педантичностью

Его отец перебрался из Германии в Америку в 1840 году и открыл здесь небольшой кирпичный заводик. Женился на немецкой эмигрантке, которая родила ему двух сыновей.

На десятом году жизни Генри Джон Хайнц проявил интерес к агрономии. Все свободное время он проводил на огороде, ковыряясь на грядках в надежде получить урожай доселе невиданных овощей-фруктов. В двенадцать лет в нем проснулась коммерческая жилка, и он начал продавать выращенное своими руками соседям и знакомым.

По мере взросления Хайнц-младший расширял производство, увеличивая посевные площади. А его продукцию охотно брали не только частные граждане, но и несколько продовольственных магазинов в округе.

Хреновое начало

В 1869 году 25-летний Генри совместно со своим товарищем Кларенсом Ноблем, жившим в соседнем доме, основал фирму Heinz & Noble, специализирующуюся на овощных приправах. Начал он с производства хрена. Конкуренты следовали давнишней традиции, набивая хрен в здоровенные непрозрачные банки. Хайнц же предложил рынку свой продукт в небольших стеклянных баночках.

Доходы Heinz & Noble в первый же год позволили компаньонам расширить ассортимент за счет маринованных огурцов и квашеной капусты. Хайнц с Ноблем колесили по штату Пенсильвания и отыскивали фермеров, готовых поставлять овощи и приправы необходимого качества по минимальным ценам.

Однако в 1874 году все рухнуло. Дело в том, что заключенные с фермерами контракты предполагали, что Хайнц закупает у них весь урожай. Из-за того, что выдался необычайно урожайный на огурцы год, Heinz & Noble не смогла выполнить свои обязательства. И компания была признана банкротом.

Самый смак

Хайнц попросил у отца 3 тыс. долларов и зарегистрировал новую фирму. Надо сказать, что Хайнц обладал не только выдающимся маркетинговым даром, но и крайне чувствительными вкусовыми рецепторами. И в 1886 году разработал главный рецепт своей жизни — кетчуп.

Хайнц обратил внимание на то, что у китайской диаспоры популярен соус, составленный на основе томатов и сои, который назывался «ке-циап». Купив у нескольких торговцев образцы, Хайнц занялся разработкой собственного рецепта. Нашел способ обработки помидоров, чтобы одновременно получить более насыщенный красный цвет и увеличить срок годности продукта. Китайские пряности заменил более привычными для американского вкуса. Убавил количество соли. Несколько разжидил консистенцию, чтобы соус валился на тарелку кусками. И назвал неведомый американцам продукт кетчупом.

Американцы проголосовали за новый продукт долларом. Первый же год продаж принес 44,5 тыс. долларов. А через шесть лет доходы компании составили 284 тыс. долларов, что эквивалентно теперешним 5 млн. долларов.

Бобовое дерево

Хайнц постоянно расширял ассортимент выпускаемой продукции и каждый из его товаров готовился по его собственному рецепту. За кетчупом на рынок были выведены соусы из красного и зеленого перца, соус чили, яблочные подливы и уксус, горчица, маслины, запеченные бобы и самые разнообразные рассолы, консервированный тунец.

Именно тогда Хайнц сформулировал основные принципы, которым компания следует и поныне:

  1. Приоритет чистоты и качества.
  2. О вкусе надо заботится еще на стадии сращивания исходного продукта.
  3. Люди хотят, чтобы кто-то обогатил их ежедневное меню и облегчил им процесс приготовления пищи.
  4. Непреодолимых барьеров не существует. Наш рынок — это весь мир.

Дело отца продолжил сын — Ховард Хайнц. При нем в компании появилась исследовательская лаборатория, в которой отрабатывались новые технологии, повышающие производительность консервирования и качество продуктов.

В 1941 году у руля компании встал Генри Джон Хайнц второй. Он вел весьма агрессивную политику слияний и поглощений, скупая конкурентов по всему миру. В 1966 году компания отошла от фамильного принципа управления. Первым «Чужим» СEO стал Барт Гукин. Он энергично занялся преобразованиями, и в 1972 году оборот компании превысил миллиардную отметку.

В настоящее время Бренд Heinz продолжает развиваться, осваивая новые рынки, предлагая новые продукты, используя самые современные маркетинговые инструменты. Но спустя более ста лет в его основе стоят принципы, заложенные Генри Джоном Хайнцем, без сомнения, одним из величайших бизнесменов в мировой истории.

Символ РоссииВсе о шоколаде