Фирма на колесах
Тренер по легкой атлетике Орегонского университета Билл Бауэрман очень любил свое дело и в свободное от основной работы время увлеченно конструировал кроссовки, пытаясь создать такие, которые давали бы спортсмену реальное преимущество на беговой дорожке.
Он изготовил немало уникальных штучных образцов спортивной обуви. Пробовал на себе и своих студентах. Одним из них был Фил Найт.
Глядя на титанические усилия Билла, которые пока не увенчались особым успехом, Фил понял, что при правильной организации дела тут можно не только спортивные рекорды побить, но и сформировать серьезный бизнес. Он увидел свободную рыночную нишу. В те далекие года в США можно было купить лишь высококачественные, но достаточно дорогие немецкие кроссовки Adidas и Рuma или же дешевые, но крайне скверные тапочки отечественных производителей. Идея Найта состояла в том, чтобы предложить рынку относительно недорогие беговые туфли отменного качества.
Фил отправился в Японию, в центральный офис компании «Tiger», производящей качественную и сравнительно недорогую спортивную обувь и одежду.
На родину Фил вернулся с договором. А чуть позже прибыл контейнер с товаром. Найт, загрузив под завязку багажник автомобиля, колесил по штату, продавая японские ушивки, которые пользовались успехом не только у легкоатлетов университетских команд, но и у спортсменов-профессионалов, а Бауэрман изучал японскую продукцию, сравнивая ее со своими разработками.
За год неоформленная компания на колесах — заработала 8 тыс. долларов. В 1966 году компаньоны все же зарегистрировали свою компанию Blue Ribbon Sports. И даже наняли первого сотрудника — бегуна-стайера Джефа Джонсона, который стал менеджером по продажам. Джонсон раздобыл телефонные номера сотен бегунов, показывавших хорошие спортивные результаты, и обзванивал их, расписывая достоинства японской продукции.
К тому времени Бауэрман завершил все необходимые усовершенствования собственной модели кроссовок. Найт разорвал договор с японцами и разместил заказ на изготовление разработанных Бауэрманом кроссовок на американской обувной фабрике.
Богиня победы
В 1971 году произошло историческое событие — на рынке появилась новая торговая марка Niкe. Название происходит от имени крылатой богини победы Ники — что логично для спортивной торговой марки. Да и с фамилией одного из основателей компании созвучно. Тогда же нарисовали и узнаваемый теперь во всем мире логотип — загогулину, олицетворяющую «крыло победы».
Сенсационный успех Nike связан с тем, что Бауэрман запустил в производство кроссовки с ячеистой подошвой, которые были легче традиционных и отличались лучшим сцеплением с беговой дорожкой и асфальтом.
Рекламный рывок
К концу 1970-х Nike вышла на второе место на американском рынке, уступая лишь Reebok. И Найт пошел на обгон, сделав эффектный рекламный рывок. В 1984 году компания заключила контракт с восходящей звездой баскетбола Майклом Джорданом. Специально под него была спроектирована линия кроссовок «Air Jordan». В энергичной рекламной кампании с девизом «Стань Джорданом!» постоянно подчеркивалось, что баскетболист выше всех выпрыгивает под щитом благодаря новым суперкроссовкам.
Компания Nike сознательно пошла на конфликт с ассоциацией NBA, раскрасив кроссовки в агрессивный красно-черный цвет, что не допускалось правилами. Джордана после каждой игры штрафовали на 1000 долларов, но на следующий матч он выходил в той же самой обуви. Это был захватывающий спектакль, за которым следила вся страна.
В 2000 году Джордана в качестве рекламного лица компании сменил гольфист Тайгер Вудс, с которым был подписан контракт на 100 млн. долларов.
Кроссовки, бутсы, шиповки, спортивная одежда и аксессуары с логотипом Nike продаются на всех континентах практически во всех странах.
Трехлучевая звезда | Качество и простота |