Отпрыск обедневшего дворянского рода, Марсель Бик, родился в 1914 году в Турине. Его отец, Эммануил, был инженером путей сообщения, и ему по долгу службы приходилось переезжать не только из города в город, но и из страны в страну. В связи с чем Марсель начал учебу в Турине, продолжил в Мадриде и получил свидетельство о среднем образовании в Доминиканской школе в Бордо.
Затем он, как и положено дворянину, получил два высших образования: инженерное — в знаменитом Лицее Карно, и юридическое — в не менее знаменитой Сорбонне.
Однажды (это было уже после войны), Бик, просматривая газеты, наткнулся на заметку, в которой говорилось о том, что в Нью-Йорке произвели сенсацию шариковые авторучки, которые, как было сказано в рекламе, «способны писать под водой».
Бик стал наводить справки. Выяснилось, что шариковую ручку перед войной изобрел венгерский журналист Джозеф Ласло Биро. И запатентовал ее в Венгрии и Аргентине. Проанализировав ситуацию на американском и британском рынках, Бик понял, что у этого товара огромные коммерческие перспективы. Но, конечно, нужно довести изобретение до ума.
Контора пишет
Из-за никудышной технологии ручки царапали бумагу, когда шарик заклинивало, к тому же из них вытекала паста, пачкая и руки, и карманы.
«Мы пойдем другим путем», — решил Бик. И сформулировал, революционную концепцию одноразовой ручки. Суть сводилась к двум принципам.
Во-первых, ручка должна быть простой, но при этом иметь такой ресурс, которого хватило бы на то время, пока не закончится пишущая паста.
И, во-вторых, цена должна быть столь низкой, чтобы ручку не жалко было выбросить и купить новую, точно такую же.
Бик приобрел на паях с приятелем Эдуардом Буффардом за 4 тыс. франков небольшую мастерскую в парижском пригороде Клиши.
Множество проблем пришлось решить, прежде чем Бик остался доволен результатом. В 1950 году революционная концепция была реализована. Ручка Bic полностью соответствовала девизу, сформулированному изобретателем: «Свою единственную жизнь она должна прожить с блеском». И при этом ее себестоимость оказалась столь низкой, что в рознице ручка продавалась по ошеломляющей цене — 29 центов.
Французы быстро распробовали новинку. Ежедневно раскупалось по 10 тысяч ручек.
Бик купил за 300 тыс. долларов британскую компанию Biro-Swan, производившую ручки устаревшей конструкции венгра Биро. Этот шаг позволял решить сразу две стратегические задачи. Во-первых, у компании была мощная производственная база, которую быстро переоборудовали под новую продукцию. Во-вторых, имелась разветвленная сеть сбыта на трех материках: в Европе, Австралии и Северной Америке. Через несколько лет весь мир вооружился ручками Bic.
Дал прикурить
Ну, одноразовые авторучки — понятно. Дешево и сердито. Но одноразовые зажигалки? Ведь им пришлось бы конкурировать с таким «дешевым и сердитым» продуктом, как спички. Спички уже итак одноразовые. А сделать зажигалку дешевле спичек невозможно.
Ко времени, когда Бик взялся экспериментировать с одноразовой зажигалкой, появился новый тренд. В западном мире число курящих женщин превысило количество курящих мужчин. На представительниц прекрасного пола и сделал ставку Бик. Он предложил им изящную вещицу, которую приятно достать из сумочки и, прикурив, повертеть в руке.
Зажигалки Bic изготовлялись из пластмассы всех цветов радуги — их можно было подбирать в тон блузке, туфлям, серьгам или губной помаде.
Новинка появилась на рынке в 1973 году в сопровождении мощной рекламной кампании со слоганом: «Щелкни свой Bic!» Эта фраза настолько понравилась американцам, что года три голливудские сценаристы вставляли ее в диалоги своих комедий.
Извольте бриться
«Я достиг успеха благодаря тому, что никогда не слушал ничьих советов, кроме собственных», — любил говаривать Бик. Вознамерившись составить конкуренцию компании Gillette на рынке бритвенных станков, Бик заказал в известной маркетинговой компании экспертизу рынка. Проведя исследование, аналитики пришли к выводу, что максимум, на что он может рассчитывать со своим одноразовым товаром, — это 10%. Бик пообещал взять до 40%. Результат — в 1977 году он контролировал 55% рынка. В результате производитель респектабельных бритвенных станков Gillette, рискуя потерять лицо, открыл завод по производству одноразовых бритв.
Марсель Бик был истинным гением маркетинга. Он прекрасно чувствовал конъюнктуру рынка и совершал выверенные шаги для возбуждения интереса к своему продукту. Его реклама била точно в цель. Его оптимально оборудованные и оформленные торговые точки были расставлены именно там, где массовый потребитель обращал на них внимание.
Подавляющее большинство всего того, что нас окружает в повседневности, — одноразовые вещи, не подлежащие ремонту. После выработки ресурса они направляются в переработку, чтобы потом вновь стать точно такими же одноразовыми предметами. Это и есть закон сохранения товаров, открытый Марселем Биком.
Терпение вознаграждается | "Отец" динамита |