Родившийся в разоренной колонизаторами нищей стране, деревенский паренек Чань Ю Юн стал государственным мужем и одним из творцов азиатского экономического чуда, создав компанию, которая модернизировала всю южнокорейскую экономику. Эта компания – Hyundai.
Он появился на свет 25 ноября 1915 года в деревне Асан на севере Корейского полуострова в нищей крестьянской семье.
Чань получил начальное образование в местной конфуцианской школе. Приезжая в город с отцом, чтобы продать дрова, юноша дивился другой жизни и все больше задумывался о своем будущем. Ему не хотелось проводить всю жизнь в деревне. Достигнув совершеннолетия, он продал корову и купил билет на поезд до Сеула.
Чань брался за любую работу. Он был и грузчиком, и курьером, и рабочим на фабрике по производству крахмала. Наконец устроился в небольшой магазинчик, торгующий рисом, и через полгода настолько завоевал доверие хозяина, что тот сделал Чаня управляющим, доверив ему всю бухгалтерию.
Дела у Чаня шли наилучшим образом, однако в 1939 году генерал-губернатор Кореи ввел жесткое государственное регулирование торговли рисом, приравняв его в условиях начавшейся войны к стратегическому продукту. И 24-летний предприниматель был вынужден расстаться с бизнесом, который стал убыточным.
Автомобилями Чань Ю Юн занялся в 1940 году. На сбережения, оставшиеся от торговли рисом, он арендовал, а затем выкупил мастерскую, где при помощи двух опытных механиков наладил ремонт автомобилей. Дело пошло. Однако японцы опять не дали ему развернуться. И Чань вернулся в родную деревню. Правда, у него уже были накоплены кое-какие средства — 50 тыс. вон. Это стало неплохим стартовым капиталом после ухода японцев.
Сизифов труд
Как только война кончилась, Чань Ю Юн вернулся в Сеул, в свою мастерскую. Именно с нее и началась зарегистрированная в 1947 компания Hyundai Construction (hyundai в переводе с корейского означает «современность»).
Существенный прорыв Hyundai Construction совершила тогда, когда к бизнесу присоединился младший брат Чаня, неплохо владевший английским.
С английским языком братья смогли напрямую сотрудничать с американцами, восстанавливавшими страну по мандату ООН на средства международного сообщества.
План генерала Пака
В конце 50-х годов компания уперлась в непрошибаемую стену, воздвигнутую в экономике бездарной политикой Ли Сын Мана. Все резко поменялось в 1961 году, когда в результате военного переворота к власти пришел генерал Пак Джон Хи.
Это был типичный диктатор, рассадивший по тюрьмам около тридцати тысяч своих противников, а многих и расстрелявший. Однако, в результате введенной им системы управляемой капиталистической экономики ему удалось реализовать «корейское чудо».
План генерала был прост. Раз нет природных ресурсов и квалифицированной рабочей силы, значит, надо ввозить сырье и делать из него по закупленным иностранным технологиям ширпотребовскую продукцию на экспорт.
Пак лично отобрал полсотни фирм, предоставив им привилегированные условия. В их число попала и компания Hyundai Construction, что открыло перед ней огромные перспективы.
Корейское чудо
Чань Ю Юн был не только талантливым организатором, но и прирожденным политиком, что крайне важно в условиях государственного капитализма. Чань реализовывал зачастую убыточные, но имеющие большой общественный резонанс проекты. Один из них — восстановление взорванного во время войны моста в центре Сеула.
В 70-е годы генерал Пак приступил к реализации второй части программы «экономического чуда». Центр тяжести был перенесен на создание высокотехнологичных предприятий. Правительство всячески стимулировало приобретение чеболями западных — прежде всего американских — патентов.
Чань Ю Юн начал диверсификацию с металлургии. Затем открылась верфь — через несколько лет Южная Корея вышла на второе место в мире по производству морских судов. В середине 80-х годов в группу Hyundai входили 34 компании, в которых работали 160 тыс. человек. И всей этой империей владели и управляли Чань Ю Юн, его братья, его подросшие сыновья, зятья, шурины, девери и прочие члены могучего финансово-промышленного клана.
От пони до спорткара
Производить автомобили Чань Ю Юн начал в 1967 году, когда была основана Hyundai Motor Company. Он приобрел у английского отделения Ford лицензию на производство модели «Cortina MKI» и пригласил из Великобритании технических специалистов.
В 1973 году Чань Ю Юн объявил, что намерен выпустить автомобиль собственной конструкции. Через пару лет на международном салоне в Турине дебютировал «Hyundai-Pony 1.3.» Эта миниатюрная лошадка, полностью соответствовавшая своему названию, была недорогой, неприхотливой и весьма симпатичной.
Выпущенный в 1988 году автомобиль «Hyundai Sonata» уже на 90% был разработан своими силами. Только двигатель оставался лицензионным. В 1991-м Чань Ю Юн представил миру полуторалитровый двигатель собственного производства «Alpha». За ним последовали «Beta», «Gamma», «Delta»...
Прорыв был совершен, в основном, за счет малолитражных компактных автомобилей.
Концерн Hyundai вышел на пятое место среди мировых автопроизводителей еще при жизни отца-основателя, который скончался в 2001 году.
Сменивший его на посту СEO сын, Чон Мон Ко, развил и закрепил успех.
Чань Ю Юн не ограничивал свою жизнь одним лишь бизнесом. Щедрый меценат, он всячески поддерживал корейскую науку и культуру. Болезненно переживал раздел страны на две части и верил в неизбежность объединения. Он никогда не забывал, что родился на севере полуострова, старался хоть как-то облегчить участь северян.
Движение против течения | Проворный сын Солнца |