Самый богатый американец XIX века, Корнелиус Вандербильт, родился в семье среднего достатка. Отец будущего миллионера был лодочником и держал ферму.
Уже в 11 лет Корнелиус бросил школу, чтобы помогать отцу. В 16 лет Корнелиус открыл первый самостоятельный бизнес. Заняв у матери 100 долларов (при условии, что юноша самостоятельно вспашет и засеет восьмиакровое поле), Вандербильт купил лодку-плоскодонку и стал перевозить грузы и пассажиров. За каждую поездку Корнелиус просил 18 центов.
Лодочный бизнес оказался настолько прибыльным, что спустя год Корнелиус не только вернул матери долг, но и заработал 1000 долларов.
Новые возможности для расширения бизнеса будущего пароходного магната создала англо-американская война 1812 года. Заработав авторитет в тогдашних бизнес-кругах Нью-Йорка, Вандербильт сумел получить правительственный контракт на поставки товаров в форты, расположенные недалеко от города. На заработанные деньги Корнелиус построил средних размеров шхуну и два небольших корабля — с тех пор конкуренты прозвали его Командором. Вандербильт торговал устрицами, арбузами, китовым жиром, снабжал стоящие в гавани корабли пивом, сидром и провизией. К 1817 году Вандербильт накопил 9000 долларов и решил... выйти из бизнеса.
Продав свой флот, Командор нанялся капитаном с зарплатой в 1000 долларов в год на небольшой пароход Томаса Гиббонса. Пароходный бизнес для бизнесмена был в новинку, но Вандербильт хотел за чужой счет тщательно изучить тонкости ведения дел. Разобравшись с устройством парохода, Командор убедил Гиббонса построить паровое судно, самостоятельно разработав его проект. Корабль получил название Bellona, а Корнелиус стал партнером Гиббонса.
Из-за новой работы Вандербильта его семья переехала в Нью-Брунсвик (штат Нью-Джерси). Там Вандербильт приобрел таверну на берегу реки и превратил ее в место отдыха пассажиров проходящих пароходов. Заведение назвали Bellonа Hall.
К 1829 году Вандербильт скопил 30 тыс. долларов и решил снова уйти на вольные хлеба, занявшись собственным бизнесом. Командор перевез всю семью в Нью-Йорк.
Золотое дно
Вернувшись в Нью-Йорк, предприниматель основал пароходную компанию и наладил сообщение между Нью-Йорком и городом Пикскилл, штат Нью-Йорк. Бизнесмен вступил в соревнование с Гудзоновской речной ассоциацией, перевозившей пассажиров из Нью-Йорка в город Олбани.
Ассоциация сочла целесообразным заплатить новоявленному конкуренту за перенос бизнеса в другое место. Приняв 100 тыс. долларов и согласившись на дальнейшие выплаты размером 5 тыс. долларов ежегодно в течение 10 лет, Командор начал доставлять пассажиров в Лонг-Айленд, Провиденс и Бостон, а также несколько городов в штате Коннектикут.
Пароходы Вандербильта мало назвать комфортными, зачастую они были роскошными. Корнелиус строил настоящие «плавающие дворцы», поражавшие своими размерами, комфортом и элегантностью.
В 1851 году Вандербильт основал компанию Accessory Transit, заплатив правительству Нигарагуа 10 тыс. долларов за право организовать чартерный рейс. Корнелиус лично руководил маленьким пароходом, проверяя новый маршрут (местные жители уверяли, что река не судоходна). Компания Корнелиуса расчистила русло реки Сан-Хуан, соорудила доки на восточном и западном побережье Никарагуа и на озере Никарагуа, построила двадцатимильную щебневую дорогу к порту на западном побережье. Новое бизнес-решение принесло Командору более 1 млн. долларов за год. Развивая бизнес, Корнелиус построил флот из восьми океанских пароходов.
Яхта «Северная звезда»
В 1853 году, в возрасте 59 лет, Вандербильт решил впервые в жизни отправиться в отпуск. Он построил роскошную яхту на паровом ходу, назвав ее «The North Star» («Северная звезда»).
Перед тем, как вместе с семьей отчалить к берегам Европы, Командор оставил должность президента Accessory Transit, перепоручив управление компанией ее топ-менеджерам Чарльзу Моргану и Корнелиусу Гаррисону. Пока собственник плавал по волнам, управляющие выпустили новые акции компании и заполучили контроль над Accessory Transit. После возвращения Корнелиусу, вместо расширения бизнеса, пришлось около года отвоевывать компанию у новых владельцев.
В 1850-х годах Корнелиус занялся трансатлантическими перевозками, организовав сообщение между Нью-Йорком и Францией. Конкуренцию ему составляли линии Кунарда и Коллинза.
В борьбе с Кунардом и Коллинзом Вандербильт применил свою обычную тактику: снизил плату за проезд и перевозку багажа. Если целевой аудиторией конкурентов были богатые пассажиры — путешественники и бизнесмены, то Вандербильт сделал ставку на эмигрантов и представителей среднего класса. Больше всего доходов Командору приносили пассажиры 2-го и 3-го классов, путешествовавшие по несколько человек в каюте.
Но новое бизнес-направление не стало прибыльным. В начале Гражданской войны (1861 г.) Командор продал атлантическую линию за 3 млн. долларов.
Железный король
На старости лет Вандербильт радикально сменил бизнес-стратегию, забросив морские транспортные перевозки и занявшись железнодорожным бизнесом.
Американские железные дороги того времени, формально собранные в единую сеть, на деле представляли собой так называемый лабиринт: множество коротких разъединенных дорог, принадлежащих сотням бизнесменов. Безудержная конкуренция приводила к частым банкротствам. Командор начал скупать акции и объединять в единое целое короткие железнодорожные линии около Нью-Йорка. Командор приобрел контрольный пакет Гарлемской железной дороги и взял в свои руки дорогу реки Гудзон.
Взяв под контроль Канадскую Южную и Мичиганскую Центральную дороги, Вандербильт стал владельцем самой большой транспортной сети США.
Осколки счастья
Несмотря на статус самого богатого человека в мире, Корнелиус Вандербильт жил довольно скромно. Избегал выходец из небогатой семьи и благотворительных пожертвований.
Спонсорскую помощь от миллионера получили лишь Центральный университет (переименованный в университет Вандербильта) и Церковь странников в Нью-Йорке.
Вандербильт не захотел делить состояние поровну между всеми наследниками (у богача было 12 взрослых детей). Согласно завещанию, основную часть богатства Командор оставил старшему сыну Уильяму. Остальные дети получили лишь по 100 тыс. долларов — сумму, хотя и вполне достаточную для роскошного образа жизни, но ничтожную по сравнению с 90 млн. долларов Уильяма Вандербильта.
Уильям Вандербильт, заработавший репутацию бизнес-гения еще при живом отце, успешно управлял доставшимся наследством, вдвое увеличив капитал, накопленный Корнелиусом. Но постоянные стрессы подорвали здоровье Вандербильта-сына: Уильям пережил отца только на восемь лет. После смерти старшего брата во главе железнодорожной империи стал внук Командора — Корнелиус Вандербильт младший.
К сожалению, потомки Командора не обладали жесткой деловой хваткой отца и деда. Это погубило империю Вандербильтов.
Семья постоянно уменьшала свою долю в Нью-Йоркской железной дороге — внуки и правнуки постепенно проживали нажитое Корнелиусом. В 1954 году контроль над компанией перешел к Роберту Ральфу Янгу и его Alleghany Corporation, когда-то также принадлежавшей основателю железнодорожной империи. Потомки Вандербильта с легкостью расстались с активами, за которые старый Командор цеплялся чуть ли не зубами.
Разумно и просто | Основатель американской филантропии |