Материал предоставлен http://rfet.ru

Притчи Соломона

  • Главное — мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум.
  • Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление.
  • Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живет с тобою.
  • Не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал зла тебе.
  • Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает.
  • Не люби спать, чтобы тебе не обеднеть; держи открытыми глаза твои, и будешь досыта есть хлеб.
  • Неверные весы — мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему.
  • Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными — мудрость.
  • Зло причиняет себе, кто ручается за постороннего; а кто ненавидит ручательство, тот безопасен.
  • Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет (других), тот и сам напоен будет.
  • Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится.
  • Много хлеба (бывает) и на ниве бедных; но некоторые гибнут от беспорядка.
  • Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его.
  • Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его.
  • Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему.
  • Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся.
  • Предприятия получают твердость чрез совещание.
  • Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид.
  • Соверши дела твои вне дома, окончи их на поле твоем, и потом устрояй и дом твой.
  • Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат.
  • Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло.
  • Не говори: «Как он поступил со мною, так и я поступлю с ним, воздам человеку по делам его».
  • Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, (делая сие), ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе.
  • Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется. Иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой.
  • Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится.
  • Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего.
  • У мудрого глаза его — в голове его, а глупый ходит во тьме.
  • Всему свое время, и время всякой вещи под небом.
  • Двоим лучше, нежели одному. Ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его.
  • Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться?
  • И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется.
  • Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить.
  • Все труды человека — для рта его, а душа его не насыщается.
  • Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй.
  • Не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание, чтобы не услышать тебе раба твоего, когда он злословит тебя; ибо сердце твое знает много случаев, когда и сам ты злословил других.
  • Не проворным достается успешный бег, не храбрым — победа, не мудрым — хлеб, и не у разумных — богатство, и не искусным — благорасположение, но время и случай для всех их.

Соломон прожил 78 лет. За это время он испробовал практически все, что можно было испробовать в его дни. Всевозможные труды и наслаждения — чем он только ни пытался наполнить свою душу и в чем только не пытался увидеть смысл жизни и реализовать себя.

И то, к чему Соломон пришел под занавес своих долгих лет, он выразил так: «Слова мудрых — как иглы и как вбитые гвозди, и составители их — от единого пастыря. А что сверх всего этого, сын мой, того берегись: составлять много книг — конца не будет, и много читать — утомительно для тела. Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо».

СоломонСолон