Материал предоставлен http://rfet.ru

Эпименид

Эпименид — древнегреческий мудрец. Родился около 630 года до н. э.

Этот уроженец острова Крит был другом Солона и помогал ему в составлении законов.

Однако Эпименид более известен благодаря другим своим деяниям.

Согласно легендам, в нежной юности будущий мудрец вместе с отцом пас овец на просторах родного острова. Одна овца отбилась от стада, и отец послал юношу найти ее. Эпименид отправился на поиски.

Полдня бродил он по острову, устал и прилег отдохнуть. Одни источники говорят, что уснул он в тени рощи, другие свидетельствуют, что освежающую прохладу от полуденного зноя он нашел в пещере. Так или иначе, но проспал он около полувека, поскольку то ли та роща, то ли пещера оказалась, конечно, заколдованной.

Впрочем, проснувшись, Эпименид ничего не заподозрил, поскольку остался таким же юным, как и заснул. Вот только поиски его оказались безуспешными. К вечеру, не найдя овцы, он вернулся к стаду, но не обнаружил на месте ни его, ни отца. Тогда он отправился домой, но обнаружил, что в доме живут другие люди. И никто в городе не узнавал его… Лишь один старый человек узнал его и удивился: «Как, ты еще жив?..»

Спрашивающий оказался младшим братом Эпименида, и рассказал тому, что родители оплакали пропавшего сына еще 50 лет тому назад.

И лишь тогда Эпименид осознал: с ним случилось нечто необычное. А вскоре выяснилось, что теперь он способен предугадывать наперед будущее. Кроме того, он умел доходчиво растолковывать давние события, нередко видел в них особые знаки, скрытые от взора простого смертного, и объяснял все это людям.

Слава о его мудрости распространилась по окрестностям, и Эпименида стали почитать как избранника богов.

Эпименид обладал исключительной работоспособностью, поскольку согласно легенде вообще не спал и почти ничего не ел. А в редкие свободные минуты собирал травы и готовил из них особое зелье, которое весьма пригодилось, когда Элладу постигла эпидемия чумы.

И это еще одна интересная история, связанная с именем Эпименида.

В VI веке до н. э. в Афинах люди умирали один за другим настолько быстро, что трупы не успевали убирать с улиц. Немногие еще живые обратились за помощью к Дельфийскому оракулу. Пифия (прорицательница) сообщила, что необходимо очистить город, иначе он исчезнет с лица земли, и посоветовала обратиться к Эпимениду.

Афиняне снарядили корабль на Крит, в город Кносс, где жил в то время Эпименид. Тот приехал и спас город. Интересен способ, к которому он прибег. Бывший пастух велел собрать множество овец черной и белой масти, а потом выпустить их со священного Аресового холма. И где какая овца приляжет, там и принести ее в жертву.

Чума прекратилась, и благодарные афиняне даже поставили памятник своему спасителю.

Однако, что по-настоящему сделало Эпименида известным, так это его логический «парадокс критянина», или эпименидов парадокс.

До нас дошло его знаменитое парадоксальное высказывание: «Все критяне лжецы». Но поскольку Эпименид сам был критянином, значит, и он тоже лжец, и его утверждение неверно. Однако, если оно неверно, то не все критяне лжецы…

Говорят, этот логический «парадокс критянина» не давал покоя многим ученым умам. Так, философ Хрисипп (III век до н. э.) написал о нем три книги, а его коллега и современник, Филет Коносский, не одолев логической задачки, говорят, даже покончил с собой.

Эпименидов парадокс оказался необычайно живучим и нашел свое повторение в самых неожиданных сферах.

У американского писателя-фантаста Айзека Азимова (1920-1992) есть рассказ, где весь сюжет основан на логическом парадоксе, заложенном в структуру автомата.

На некоей планете высаживаются космонавты и их помощники роботы. Планета находится недалеко от Солнца, и ее поверхность покрыта озерами из расплавленного металла.

Судьба космонавтов зависит от того, добудет или нет робот из озера необходимый им металл. Это под силу лишь роботам.

Но задание не может быть выполнено, так как в конструкцию робота заложены, хотя и вполне разумные, но при этом противоположные алгоритмы: а) неукоснительная исполнительность, б) всемерное самосохранение.

Робот не может не выполнить приказ, но не может и выполнять его. Он идет к озеру, но не берет из него металл. Так он и остается возле озера в беспрерывном колебании между попыткой и страхом.

Все-таки роботы — слабые философы.

Кстати, одним из тех, кто предложил оригинальное решение «парадокса критянина», был ректор Сорбонны Жан Буридан.

Но что или кто навеки прославил ректора Жана, так это его философский осел. По слухам, Буридан, рассуждая на лекциях о свободе воли, из года в год рисовал перед нерадивыми студентами следующую красочную картину. «Представьте, — говорил он, — что осел стоит на совершенно одинаковом расстоянии между двумя охапками пышного сена. И что ему делать? И та, и другая охапка одинаково притягательна и вкусна и наш бедный ослик должен тихо скончаться от голода, так и не решив, какое же сено ему выбрать!»

«Однако, где вы видели, чтобы ослы в таких ситуациях умирали? — спрашивал у слушателей Буридан. — Если бы это было так, то, вероятно, вся Азия была бы завалена ослиными трупами. Ослы же совершенно спокойно гуляют по Азии между охапками сена или между двумя одинаковыми лугами и с аппетитом жуют и то, и другое».

«Значит, — делает вывод Буридан, — поведение животного, а уж тем более человека не определяется внешними обстоятельствами, и раз философские ослы не умирают, значит, свобода воли существует! Ура!»

Можно предположить, что слушателям так понравился или, наоборот, так надоел этот пример с ослом, что они навеки вечные связали его с Буриданом и обозвали осла по-латински — Буридановым.

СолонФалес