Давайте нарисуем в своем воображении такую картину: представьте себе, что вы являетесь владельцем какого-то предприятия.
Возьмите лист бумаги и нарисуйте на нем большой круг. Будем считать, что вы нарисовали забор вашего предприятия. Внутри круга находится территория вашего предприятия. На этой территории могут располагаться различные склады, производственные цеха, гаражи, контора, магазин и т. д. Но их рисовать внутри круга не обязательно.
Когда мы смотрим на круг, изображающий забор предприятия, то понимаем следующее.
При продажах вашей продукции из круга наружу, с территории вашего предприятия во внешний мир выходит только форма вашей продукции. А стоимость вашей продукциии никуда за пределы забора не уходит. Она остается внутри круга и ждет, когда из-за забора ей пришлют новую форму, форму денег, например.
При покупках чего-либо из круга наружу, с территории вашего предприятия во внешний мир будет уходить форма ваших денег. А стоимость ушедших денег никуда за пределы забора не уходит. Она ждет, когда из-за забора ей пришлют новую форму, форму купленного автомобиля, купленного компьютера или строительных материалов, например.
А теперь обратим внимание на то, как стоимость может бродить туда-сюда по территории вашего предприятия внутри нарисованного круга.
Стоимость-невидимка, которая находится внутри забора вашего предприятия, не обязана сидеть без движения на одном месте. Она может бродить туда-сюда по территории вашего предприятия.
Например, у вас нас кладе материалов находится огромный рулон бумаги, который весит целую тонну. Значит, там же, на складе находится стоимость этой бумаги.
Бумага может уйти со склада материалов в производственный цех, где её разрежут на мелкие кусочки и из этих кусочков начнут производить готовую продукцию. Значит, стоимость тоже перейдет со склада в производственный цех.
После этого готовая продукция может перейти из производственного цеха на склад готовой продукции. Значит и стоимость бумаги перейдет из производственного цеха на склад готовой продукции.
Со склада готовой продукции стоимость может уйти в ваш магазин, где вы предложите вашу продукцию покупателям.
Когда вы идете на кухню готовить еду, то одеваете одну форму. Когда вы принимаете гостей, то переодеваетесь в другую форму. Когда вы идете на огород, то одеваете третью форму и т.д.
Так же ведет себя и стоимость. Во время своих переходов она переодевается из одной формы в другую: из формы материалов в форму производственных затрат (полуфабрикатов), из формы производственных затрат (полуфабрикатов) в форму готовой продукции, из формы готовой продукции в форму товара.
Но при всех переодеваниях стоимость будет сохраняться. Что это значит?
Это значит следующее. Если разрезать рулон бумаги на тысячу кусков, то стоимость бумаги тоже разделится на тысячу кусков. Если взять несколько кусков бумаги и соединить их вместе в готовую продукцию (например, в книгу), то стоимости нескольких кусков бумаги тоже сольются в единую стоимость книги.
Но при всем при этом, даже одна копеечка стоимости не может исчезнуть в никуда и не может появиться из неоткуда.
Стоимость обязана сохраняться и при делении на части, и при складывании частей в единое целое.
Закон сохранения стоимости | Промежуточные итоги |